Исторические факты

   20 октября 1696 года - День рождения Российского военно-морского флота.


   Решение о создании регулярного военно-морского флота России и учреждении этого праздника было принято Боярской Думой по настоянию Петра I. «Морским судам быть!» - с этого лозунга Петра началось в стране военное судостроение в Петербурге, Воронеже, Архангельске и на Ладоге. Появились Балтийский и Азовский флоты, позднее – Тихоокеанский и Северный.
   Во второй половине XVIII - начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире. Постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море, что позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. Такие русские адмиралы как В.А. Корнилов, Ф.Ф. Ушаков, В. И. Истомин, П.С. Нахимов, С.О.Макаров навечно вписали свои имена золотыми буквами в историю российских морских военных побед. Немалая заслуга русского флота и в открытии и исследовании новых земель. В годы Великой Отечественной войны наш флот выдержал суровые испытания. Моряки-подводники, морские летчики и воины частей морской пехоты вписали новые страницы в историю морской славы Отечества.
   Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации.

   День Военно-Морского Флота — отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.

  Установлен Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации»

   Впервые день флота начали праздновать по указу императора Петра I в ознаменование первой крупной победы Русского Флота в Гангутском сражении 27 июля 1714 года.Это была столь крупная и важная победа, что Пётр I сравнивал её с Полтавской викторией и повелел каждый день 27 июля (9 августа н.ст.) служить молебен и отмечать, как день Русского императорского Флота, устраивать морские парады, шествия войск, фейерверки и салюты.

   Подобные праздники успели провести всего десять раз: после смерти Петра Великого традиция прервалась. Сохранилось только торжественное богослужение, которое флотские священники проводили с особенным чувством, а парады и салюты отменили. И лишь спустя столетие с лишним, в 1853 году в Морском уставе появилось предписание 27 июля наряду с церковными службами производить салют и расцвечивать корабли флагами в память о Гангутской виктории. Таким образом русские военные моряки с особым торжеством праздновали эту дату вплоть до 1917 года, пока в результате двух революций не были упразднены практически все воинские традиции Российской империи.

   В Советском Союзе День Военно-Морского Флота был установлен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПб от 22 июня 1939 года, согласно которому праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля.
Как вспоминал Главком Николай Кузнецов, впервые мысль о том, чтобы флот получил собственный праздничный день, пришла ему в голову 1 мая 1939 года на параде. В июле 1939 года таким выходным днем и оказалось 24 число. По стечению обстоятельств 24 июля (по новому стилю) 1904 года родился сам Главком ВМФ Николай Кузнецов.

В 1980 году дата празднования Дня Военно-Морского Флота СССР была перенесена на последнее воскресенье июля.

   19.03.1906 года по Морскому ведомству морским Министром вице-адмиралом А.А.Бирилевым был подписан приказ №52, который гласил:
«Государь Император в 6-ой день марта сего года высочайше повелеть соизволил:
1) Включить в высочайше установленную в 30-й день декабря 1891 г. классификацию судов военного флота разряды:
   а)……..
   б) подводных лодок.
2) во второй разряд (перечислить) миноносцы «Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Скат», «Налим», «Окунь», «Макрель», «Сом», «Стерлядь», «Лосось», «Белуга», «Щука», «Пескарь», «Осетр», «Бычок», «Плотва», «Палтус», «Сиг», «Кефаль», «Форель».

   Хотя поименованного указа в архивах обнаружить не удалось, день 19 марта 1906 года считается днем создания Российского Подводного Флота.
   27.03 1906 г. (9 апреля по новому стилю) в Либаве (Лиепая) был официально создан первый в России учебный отряд подводного плавания. Целью отряда была подготовка кадров подводников, приемка подводных лодок от промышленности, их укомплектование, ввод в строй. Отряд включал: обучающий состав, офицерский класс и школу для нижних чинов. В состав отряда вошли все наличные подводные лодки Балтийского флота: учебное судно «Хабаровск», подводные лодки «Пескарь», «Белуга», «Сиг», «Стерлядь», «Минога», «Окунь», «Макрель».

    Не многие знают, что этот передовой род войск был создан в нашей стране именно при Николае Втором, при его деятельнейшем участии. А ведь ему удалось создать этот род войск абсолютно с нуля, не имея никакой технической базы.
   С 1903 по 1917 год он организовал не только производство первых опытных образцов (в общей сложности 11 штук), но и налажено серийное производство полностью отечественных подводных лодок (67 единиц).
   По иностранным чертежам, с существенными российскими доработками, на территории Империи были построены серия Нарвал (3 штуки), Сом (7 штук) и Осетр (6 штук). Суммарно 16 штук — 20,5% флота. Западных лодок типа Holland (АГ-11-26) было в нашем флоте только 11 штук — 14% флота. Причем, заказаны они были в разгар войны — в 1916 году, когда потребовалось резкое наращивание мощи.
   За пару лет до Первой Мировой войны были построены три крупные верфи в тогда еще русском Ревеле (ныне — эстонский Таллин).
   Почти 70 подводных лодок за 14 лет, при том, что до Николая Второго подводных лодок, как самостоятельного типа военных кораблей, в России не производилось вообще!

   К 1917 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом (78 лодок), в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.

 Выписка из приказа Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 г.
«О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности»



…Приказываю:
1. Установить годовые праздники:
   - Главного штаба ВМФ – 15 января
   - Тихоокеанского флота – 21 мая
   - Черноморского флота – 13 мая
   - Балтийского флота – 18 мая
   - Северного флота – 1 июня
   - Новороссийского военно-морского района – 8 сентября
   - Управления ракетно-артиллерийского вооружения – 26сентября
   - Каспийской флотилии - 15 ноября.

2. Учредить дни:
   - Инженер-механика - 10 января
   - Штурмана – 25 января
   - Моряка-подводника - 19 марта
   - Специалиста радиоэлектронной борьбы – 15 апреля
   - Связиста и специалиста РТС – 7 мая
   - Специалиста минно-торпедной службы – 20июня
   - Авиации ВМФ – 17 июля
   - Работника тыла ВМФ – 1 августа
   - Ракетчика-артиллериста ВМФ – 19 ноября
   - Морской пехоты – 27 ноября.

   День рождения граненого стакана - 11 сентября 1943 года


   На старейшем в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальном (Владимирская область) был произведен первый в Советском Союзе гранёный стакан, который в народе тут же получил прозвище — «маленковский».
Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы начали делать в эпоху Петра I в том же городе Гусь-Хрустальном. Гранёный стакан не скатывался со стола, если опрокидывался во время корабельной качки. Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до революции стаканы и стопки с гранями в России уже изготавливались.
   Дизайн гранёного стакана советского образца часто приписывают советскому скульптору Вере Игнатьевне Мухиной — автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». И хотя документального подтверждения этому факту нет, известно, что Мухина и правда увлеклась стеклом в 1940-е годы. По другой версии, разработчиком граненого стакана стал уральский инженер Николай Славянов. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, — правда, он предлагал изготовить стакан из металла.
   Днём рождения гранёного стакана считается 11 сентября 1943 года — в этот день первый образец был выпущен старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальном. Размеры классического гранёного стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней и вмещал 250 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило — 7 или 14 копеек). Позднее было освоено производство стаканов объемом 50, 100, 150, 200, 250 и 350 миллилитров, которые быстро обрели популярность у населения. Это связано с тем, что гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы производятся по сей день и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).
   В народе гранёный стакан практически сразу же после своего появления получил название «маленковский» — по фамилии советского государственного деятеля Георгия Маленкова, который впоследствии возглавил правительство СССР.
Сайт управляется системой uCoz