Вскоре снова погас наш правый кормовой огонь, который долго отчаянно держался на одной еще «заводской» нити, а потом, как-то в одночасье, и левый, со свежей январской лампочкой. Произошло это все при стоянке у 9-го пирса. Это обстоятельство нам, казалось бы, помогло. Совсем рядом, у статс-пирса, смотрело носом в сторону поселка пришлое гидрографическое судно, буквально увешанное шлюпками.
При содействии Командира БЧ-5 Вячеслава Анатольевича были скоро собраны в портфель нехитрые лодочные гостинцы, и я отправился на «белый пароход». Встреча была исключительно приветливой.
В ходовой рубке старпом ГИСУ участливо меня выслушал и без лишних колебаний запросил по внутренней связи у капитана «добро» помочь «единичке» на ближайшем пирсе - одолжить вечером рабочую шлюпку для замены лампочек в якорном огне. «Добро» - ответил капитан.
Судовой боцман показал мне шлюпку, скучающую наплаву у правого борта ГИСУ и пару весел. На середине веретена одного из них была замечена ремонтная втулка. Поймав мой настороженный взгляд, боцман посетовал на свою «напряженку» с веслами, тем более с новыми. Однако заверил, что и это не подведет. На том и порешили.
Вечером все шло «без замечаний», пока мы не взялись за правый огонь. Злополучные винты были явно закручены «насмерть» мощным пневмоинструментом ЛАО и процесс отдачи ограждения сильно затянулся. Комдив-2, выходя наверх покурить, справедливо нас поторапливал. А дежурный по кораблю Михаил Борисович, проявивший немалый интерес к происходящему, искренне выразил нам свое сочувствие. Ближе к полуночи наша все-таки взяла.
А вот погода менялась к худшему прямо на глазах. Резко подмораживало и поднимался ветер. Случилось так, что в тот поздний вечер на лодке был налицо почти весь 2-й дивизион. Валерий Александрович дальновидно заменил силы в шлюпке на свежие.
Отличный пловец, наш Комдив-2 в свои курсантские годы отличился в сборной училища по морскому многоборью и стал Мастером спорта. В те годы сборной СВВМИУ по многоборью не было равной среди ВМУЗов. Даже Стрелецкая «Нахимовка», как сейчас говорят, «отдыхала». Хорошо помню торжественный блеск спортивных кубков в зеркальных витринах у входа в наш училищный клуб. Многие из этих призов взяла команда Валерия Александровича… Теперь он убедился, что все одеты в спас. жилеты и еще раз обратил мое внимание на «момент» безопасности на воде. И мы отвалили от лодки в морозную ночь под яркий свет кормовых якорных.
В шлюпке подобрался надежный народ - старшина команды Игорь Иванович, моторист Александр Николаевич, электрики БН 5-1-11 Андрей Валентинович, БН 5-45-22 Виктор Александрович и (добровольно, хотя подлежал замене) БН 5-55-12 Петр Иванович. Кажется, было так. Выгребать, однако, пришлось нам уже против сильного ветра. До ГИСУ было совсем недалеко, но вот после доворота влево мы «затоптались» на месте. Гребцы в азарте навалились на весла - надо еще ведь было быстренько поспать до утра. Еще немного и … «ремонтное» весло предательски сломалось по втулке. Оставшуюся без нормального хода шлюпку ветром пронесло обратно мимо 9-го пирса с лодкой и потащило дальше.
Дружно сообразили, что непременно и поскорее надо причаливать к берегу. Отчаянно выгребая оставшимся веслом и огрызком «ремонтного» нам удалось приблизиться лишь к вертикальным стабилизаторам четырех лодок на 8-м. В стихийном движении мы только на мгновение уцепились за кромку сначала одного, а потом - другого вертикального руля и… прощай, 8-й пирс! Ветер гнал нас уже в сторону 7-го, а мы все метили к берегу или хотя бы к ближайшему корпусу. Помнится, свободные от весел начали энергично грести черпаком, доской и еще чем-то, порывались помочь мне держать руль куда надо, словом - прилагали все свои силы для успеха дела.
На корпусе (кажется, это была К-527) встрепенулся верхний вахтенный в тулупе и окрикнул нас «Стой, кто идет?». Вопрос был поставлен совершенно правильно. Мы же все-таки моряки и шли на шлюпке. Это пусть пустые чемоданы плавают. Не получив ответа, вахтенный продолжил свои тревожные запросы по Уставу. Возможно, он принял нас за разновидность ПДСС (мало же кто их встречал воочию). В ответ ему мы хором прокричали что-то задорное, но не слишком обидное.
Досылал ли он патрон, сказать не берусь, не заметил, хотя потом некоторые участники событий это утверждали. Но вот дежурный по кораблю точно выбегал наверх и его успокаивал. У самого дежурного в отношении нас, очевидно, сомнений не было. Свои.
У 7-го неудача с причаливанием повторилась. «Ваша фамилия – Мухин! Вы пролетаете мимо!» - вспомнилась тут любимая присказка нашего Комдива-3. Пролетели мимо, продолжая обходить строй кораблей дивизии. Попутно я отметил, что редко где все ладно с кормовыми якорными. У одних горит один, у других вообще ничего. У нас-то теперь горят оба. Но далеко.
Ветер некстати поменял немного свое направление, все решительнее отжимая нас на середину губы Большая Лопаткина. «Как бы нам не дойти до губы Андреева» - прозвучало на борту. «Туда еще дойти надо», - мрачно подумал я. Шлюпка то наша
подтекала, а на большой воде ветер наверняка поднял волну.
А 6-й пирс был почти, что на траверзе. Шлюпку несло бодро. Мороза мы уже не замечали - не до мороза нам было. Но здесь уже поверхность воды была покрыта свежим ледком. С разбегу мы и выскочили на спасительное ледяное поле у 6 пирса. Да так, что шлюпка полезла из воды и проламывая лед, повалилась на борт. Но и тут нам повезло. Уже привыкшие к приключениям, успели удержаться на банках и остались сухими, а шлюпка вроде бы и не черпнула воды. Как мы подбирались к 6-му, внятно объяснить уже не берусь. Помню только, что самый мощный из нас Андрей Валентинович с размаху крушил ледок исправным веслом, а остальные как-то дружно подгребали. Ерзали мы долго, но в конце концов выбрались на пирс тяжело дыша.
Ближе к осушке двигаться было невозможно - у пирса лед был прочнее. Да и сил уже не было. На душе у всех полегчало, но говорить не хотелось. Некоторые даже закурили (отрадно, кстати, отметить, что в шлюпке было подавляющее большинство некурящих). Шел второй час ночи.
У 6-го с зюйда глыбой высилась ПКЗ 6 дивизии, а с норда, ближе к берегу, притаился торпедолов. К нам тут же явился дежурный по ПКЗ, который, оказывается, давно и с интересом наблюдал за нашими маневрами во льдах. Он деловито распорядился, чтобы мы немедленно уходили восвояси - куда угодно, так как в течение часа сюда подходит из морей 705-й с командиром дивизии (или ЗКД?). Так что мы здесь со своей шлюпкой никому и никак не нужны. Я огрызнулся, что нам самим здесь делать нечего и двинулся на торпедолов, пока толком еще не зная зачем. Хорошо бы это был наш торпедолов, с командиром и командиром БЧ-5 с которого я был немного знаком. Придумаем чего-нибудь.
Разумеется, торпедолов оказался из 6 дивизии.
Зато он недавно вернулся из морей, был весь внутри теплый, и через минуту-две в рубку поднялся уставший за день командир, вызванный вахтенным. Старослужащий старший мичман меня выслушал, ничему не удивился, одел полушубок, и мы пошли на пирс «посмотреть все
глазами». Дошли молча до шлюпки и обратно, после чего он сообщил свой замысел: «Я сгоню лед от пирса винтами «враздрай», а вы тащите шлюпку мне под транец. Поднимем ее стрелой на пирс. Дальше - сами».
Все так и вышло. Пошел первый дизель, за ним второй, быстро прогрелись, заработали на винты, и мощная струя черной воды начала энергично промывать для нас коридор. На лодку загодя был отправлен гонец с вестями – самый моторный из нас Петр Иванович. Сколько хватало глаз, было видно, что он бежал «домой» как на время. Становилось ясно, что мы все-таки победим.
Вскоре наша шлюпка с веслами уже сохла на пирсе. На слова благодарности командир торпедолова только махнул рукой – «Да чего уж там». Мы, как смогли, поволокли шлюпку на берег. Когда с трудом мы преодолевали подъем по аппарели пирса, пришла подмога. Да какая! - Комдив-2 и с ним вся подменная вахта с лодки. Без лишних слов все облепили шлюпку и по команде «Взяли!» разом с места пустились в карьер.
Я оглянулся. К 6-му пирсу уже поворачивал обещанный нам 705-й с командиром дивизии (или ЗКД?). Но было уже не до них. Еле успевал вместе с бегущей шлюпкой. Словно в окне поезда мелькали мимо: столбы, пирсы, лодки, береговой гальюн, зарядная, опять пирсы, лодки, СРБ, наша лодка (вся в огнях), распахнутые, как по волшебству ворота зоны РБ, оторопевшее лицо вахтенного на КПП. Шлюпка, не снижая хода, легла в циркуляцию вправо и встала, как вкопанная, у сходни ГИСУ.
Все, так же молча, усталой гурьбой побрели на лодку, а я еще немного объяснился с вахтенным у трапа.
Следующим солнечным днем я проведал торпедолов и ГИСУ и извинился за вчерашний переполох. На обоих кораблях мне сказали одно и тоже, почти что слово в слово: дескать, всегда готовы помочь, дело житейское, сами рады, что закончилось хорошо. А я-то был как рад…
|