назад
Северный флот - не подведёт! |
Во льдах Белого моря
Это произошло в самом конце декабря 1985 года, под новый 1986 год. Лед на всем Белом море встал еще в октябре - ноябре. А когда мы уходили из Северодвинска в родную базу, то нам должны были дать для лидирования ледокол, чтобы он вывел нас из Белого в Баренцево море и довел до чистой воды.
|
Снова Белое море
Мне очень запомнилось Белое море. Там погода совсем другая - не такая, как в Баренцевом море, и туманы и морозная лунная ночь с молочно белым морем под шугой и сплошные ледяные поля и гренландские тюлени и Никольский буй и огни Северодвинского ведущего створа и многое другое. Я сам 2 раза видел, как поздней осенью сильный шквальный ветер отрывает от берега, ледяной припай (весь слой намерзшего льда - шириной 50-150м и длиной от горизонта и до горизонта) и эта белая полоса потом дрейфует по зимнему морю, совершенно не разделяясь на отдельные фрагменты - а напротив сохраняя в строю равнение, наводя страх и ужас на мореплавателей - смущая их своим резким и внезапным появлением - заставляя морщить репу и лихорадочно соображать, где находится корабль? уж не берег ли это приближается навстречу?
|
Готовность №2, подводная
В конце декабря 2005 года мы готовились к переходу из Северодвинска в базу. Старшим на борту у нас был к.1р. П.М. Моргулис. Накануне выхода в море командир представил ему вахтенных офицеров корабля. Когда он узнал, что помощник командира Маслов А.Б. отправлен в базу для приема и подготовки казармы, а вместо него вахту в 3 смене будет нести КЭНГ Лудзиш, то сказал: «Ну, вот что, командир, я экспериментов не люблю, поэтому сам с ним будешь нести вахту».
|
Абордаж
Это произошло глубокой ночью в Кандалакшском заливе Белого моря в конце октября 1985 года. До берега было мили две-три. На всем ночном небе изумрудным цветом ярко полыхало Северное сияние. Видимость была полная ночная.
|
Ровным слоем по заливу
Я хорошо помню первый случай приемки топлива на подводную лодку К-244. Мы тогда стояли в губе Большая Лопаткина на стационарном пирсе рядом с доком и портовым краном. В тот зимний вечер я был дежурным по подводной лодке. По заявке БЧ-5 тыл флотилии прислал нам «Урал» с 5-тонной цистерной солярки, которую давно ждал 2-й дивизион. В трюме 3 отсека мичманами А. Коленцовым и С. Теплицким была заранее тщательно приготовлена осушительная система с трюмной помпой для откачки воды замещения из топливной цистерны. «Урал» долго и недовольно пятился по пирсу поближе к лодке, даже немного поерзал по кабелям питания с берега (которые были под напряжением!). Не хватало какого-то метра длины у его предательски короткого топливного шланга, чтобы присоединиться к нашей горловине. Наконец, этот очень скользкий шланг удалось заправить куда надо, все участники разбежались по местам, и комдив-два В.Игнатов зычно скомандовал «Давай!!».
|
Жилищный Вопрос
Командир не включил меня в расписание по каютам во время проведения испытаний нашей подводной лодки в Белом море. Своё решение он объяснил просто: «Мне очень важно, чтобы в торпедном отсеке всегда был офицер, который смог бы возглавить борьбу за живучесть, ведь у вас в отсеке размещено 60 человек из числа гражданских специалистов. Поэтому я специально не выделяю вам койку в каюте, чтобы вы спали в отсеке».
|
Люк
Как-то раз весной 1986 года мы были в море и всплыли в позиционное положение. Волнение моря было 2-3 балла. Нам предстояла долгая и нудная работа с противолодочной авиацией Северного флота. Опыт такой работы у нас уже был, когда наши «сталинские соколы» безрезультатно кружили над нами несколько часов и никак не могли нас обнаружить.
|
Свинья
В конце декабря 1985 года мы ушли из Северодвинска в базу. Накануне нашего отхода к нам в торпедный отсек рабочие нагрузили и набросали навалом бидоны с краской, рулоны линолеума, ковровых дорожек и пластиката, бочки с ацетоном, керосином, вязанки струганных дощечек и многое другое. Этими материалами был заполнен весь торпедный погреб. Нам сказали, что все это будет нужно для ремонта нашей казармы. Мы не возражали. Во время перехода все остро чувствовали нестерпимый запах ацетона. Болела голова и тяжко в висках стучал пульс, когда мы по тревогам сидели в отсеке. Доктор пришел к нам с прибором газового анализа и измерил, у него получилось 40 ПДК по ацетону.
|
Месть Бармалею.
Командир подозвал меня к себе и «обрадовал». Он сказал, что взял в экипаж нового торпедиста - матроса Бурмакина В.И. Специалист он хороший, но характер у него не простой - имеет стойкую склонность к пьянству. У меня не было слов. Чем можно было руководствоваться при принятии такого решения? Полный бред. Ну, спрашивается кому такой «мастер военного дела» нужен, подумал я? Спорить, доказывать, возмущаться перед нашим командиром было бесполезно! Командир был всегда в своём духе кристально правильный и непогрешимый, жёсткий, суровый обличитель, не допускающий ни грамма критики в свой адрес.
|
Заплыв
На соседнюю подводную лодку пришел служить торпедистом молодой матрос Витя. Когда в экипаже появляется молодой и зеленый матрос, который еще не знает своих начальников и обязанностей, то каждый ему от всей души хочет дать задание. Во 2 отсеке его поймал интендант и нагрузил своими проблемами - дал выбросить пустые железные консервные банки штук 10, каждая из них ёмкостью по 3-4 литра. Витя в обнимку с ними с большим трудом поднялся по трапу и вылез из верхнего рубочного люка на корпус лодки. У первого встречного он спросил, что делать с этой пустой тарой, куда ее девать?
|
Использование материалов сайта разрешено. Все права защищены. Copyleft ©. Группа ™ "Экипаж " & K °. 2010 год. |